Специальная оценка условий труда
С 01 января 2014 года оценка условий труда на рабочих местах с вредными и опасными условиями будет осуществляться в соответствии с новым Федеральным закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ, который предусматривает замену проведения аттестации рабочих мест, в связи с принятием нового Федерального закона.
Для исследования рабочего места, в соответствии с Федеральным закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ введена специальная оценка условий труда. Помимо решения вопроса о предоставлении компенсаций, на основе результатов специальной оценки условий труда будут также рассчитываться страховые взносы в ПФР.
Документы об аттестации рабочих мест сохраняют свою юридическую силу вплоть до конца срока их действия (5 лет со дня проведения).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Обязанности работодателя:
обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;
предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда;
не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;
ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.
Права работников:
присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также - эксперт), за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.
Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты.
Осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах:
организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Подготовка статистической отчетности об условиях труда:
решение вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
рассмотрение и урегулирование разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
определение в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
принятие решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
оценки уровней профессиональных рисков;
иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отличие специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест
До 01.01.2014 условия труда на рабочем месте оценивались во время аттестации рабочих мест. При этом учитывались Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, далее – Список N 1 и Список N 2), а также Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22; далее – Список).
На практике получалось, что независимо от того, безопасными или вредными признавались условия труда на рабочем месте по результатам аттестации, если профессия или должность входила в Список, Список N 1 или Список N 2, работодатель обязан был предоставлять работникам предусмотренные законом гарантии и компенсации, а также выплачивать повышенные страховые взносы в ПФР.
В настоящее время в силу ч. 1 ст. 423 ТК РФ названные списки продолжают действовать. Однако, если по результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах, входящих в эти списки, вредные и (или) опасные факторы не выявлены, работодателю не нужно выплачивать дополнительные страховые взносы в ПФР, а также предоставлять работникам, занятым на данных местах, предусмотренные законом гарантии и компенсации. В случае выявления неудовлетворительных факторов в ПФР выплачиваются дополнительные страховые взносы по установленным тарифам, а работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, п. 6 ст. 7 Закона N 426-ФЗ, письмо ПФ РФ от 12.02.2014 N НП-30-26/1707).