Инструкция по охране труда для смазчика автомобиля
1. Общие требования безопасности
1.1. К самостоятельной работе смазчиком допускаются лица, имеющие соответ¬ствующую
квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструк¬таж на рабочем
месте по охране труда.
1.2. Смазчик, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране тру¬да
(не реже одного раза в 3 месяца) не должен приступать к работе.
1.3. При поступлении на работу смазчик должен проходить предварительный медосмотр,
а в дальнейшем - периодические медосмотры в сроки, установленные Минздравмедпромом
России.
1.4. Смазчик обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, ут¬вержденные
на предприятии.
1.5. Продолжительность рабочего времени смазчика не должна превышать 40 ч в
неделю.
Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внут¬реннего
трудового распорядка или графиком сменности, утверждаемыми админис¬трацией
по согласованию с профсоюзным комитетом.
1.6. Смазчик должен знать, что наиболее опасными и вредными производствен¬ными
факторами, действующими на смазчиков при выполнении смазочно-заправочных работ,
являются:
смазочно-заправочное оборудование;
автомобиль, его узлы и детали;
смазочные материалы.
1.6.1. Смазочно-заправочное оборудование - применение неисправного обору¬дования
приводит к травмированию.
1.6.2. Автомобиль - в процессе работы возможно падение кузова самосвала, дру¬гих
узлов и деталей автомобилей.
1.6.3. Смазочные материалы - длительное соприкосновение со смазочными мате¬риалами
незащищенной кожи рук и тела может привести к кожным заболеваниям.
1.7. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудова¬нием,
обращению с которыми смазчик не обучен и не проинструктирован.
1.8. Смазчик должен работать в специальной одежде и в случае необходимости
использовать другие средства индивидуальной защиты.
1.9. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабо¬чим
и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств инди¬видуальной
защиты смазчику выдаются:
комбинезон хлопчатобумажный;
ботинки кожаные;
фартук прорезиненный;
рукавицы комбинированные.
1.10. Смазчик должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользо¬ваться
средствами пожаротушения. Курить разрешается только в специально отведенных
местах.
1.11. Смазчик во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние
дела и разговоры.
1.12. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем ме¬сте,
а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств
индивидуальной защиты смазчик должен сообщить своему непосредственному руководителю
и не приступать к работе до устранения этих нарушений и неисправно¬стей.
1.13. Смазчик должен соблюдать правила личной гигиены. По окончании работы,
перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом.
Для питья пользоваться водой из специальных устройств (сатураторы, питьевые
баки, фонтанчики и т.п.).
1.14. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной
и указанных в п.1.2, смазчик несет ответственность согласно действующему законо¬дательству.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Перед началом работы смазчик должен:
2.1.1. Подготовить и надеть необходимые для работы средства индивидуальной
защиты. Застегнуть манжеты рукавов специальной одежды.
2.1.2. Осмотреть и подготовить рабочее место, убрать все лишние предметы, не
загромождая при этом проходы.
2.1.3. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или влаж¬ный,
потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это са¬мому.
2.1.4. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и обору¬дования,
а также средств пожаротушения.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Во время работы смазчик должен:
3.1.1. Выполнять смазочно-заправочные работы только на специальных постах,
предназначенных для этой цели.
3.1.2. При снятии и установке деталей системы смазки правильно накладывать
ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.
3.1.3. При работе под поднятым кузовом самосвала предварительно установить
под него дополнительное инвентарное приспособление (упор, штангу, фиксатор).
3.1.4. При проверке уровня масла или жидкости в агрегатах пользоваться только
переносным светильником напряжением не выше 42 В и оборудованным защитной сеткой.
Пользоваться для этой цели открытым огнем запрещается.
3.1.5. При смене или доливке масел или жидкостей в агрегаты сливные и залив¬ные
пробки отворачивать только предназначенными для этой цели ключами.
3.1.6. Отработанные масла, жидкости сливать в специальную тару.
3.1.7. Неисправные пресс-масленки заменить новыми, но той же конфигурации.
3.1.8. Труднодоступные места автомобиля смазывать при помощи наконечников с
гибкими шлангами или наконечников с шарнирами.
3.1.9. При необходимости проворачивания карданного вала делать это с помо¬щью
специального приспособления, перед этим проверить, выключено ли зажига¬ние
или перекрыта ли подача топлива (на автомобиле с дизельным двигателем), установлен
ли рычаг переключения передач (контроллер) в нейтральное положе¬ние, и освободить
рычаг стояночного тормоза.
3.1.10. Для работы спереди и сзади автомобиля и для перехода через осмотровую
канаву пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую кана¬ву
и подъема из нее - специально установленными там лестницами.
3.1.11 .При необходимости пуска двигателя обратиться к своему непосредствен¬ному
руководителю. Перед пуском двигателя подсоединить (включить) местный от¬сос
отработавших газов автомобиля (шланговый или бес шланговый).
3.1.12. Все агрегаты с электроприводом, применяемые при смазке, подключать
к сети с помощью вилки, имеющей удлиненный заземляющий контакт.
3.1.13. Использованный обтирочный материал убирать в специально установлен¬ные
для этой цели металлические ящики с крышками.
Пролитое на пол масло или бензин немедленно удалять с помощью опилок, ве¬тоши
и т.п.
3.1.14. Следить за тем, чтобы шланги смазочно-заправочного оборудования не
переплетались и не мешались под ногами.
3.2. Запрещается:
работать без фиксирующих инвентарных приспособлений под поднятым кузовом самосвала;
применять пресс-масленки неисправные или другой конфигурации; проворачивать
карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки; осуществлять пуск двигателя
самому, если на это нет письменного разрешения.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, смазчик должен
немедленно сообщить работодателю, а пострадавшему оказать первую доврачебную
помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее
медицинское учреждение.
Если несчастный случай произошел с самим смазчиком, он должен по возможно¬сти
обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить
сделать это кого-либо из окружающих.
5. Требования безопасности по окончании работ
5.1. По окончании работы смазчик обязан:
5.1.1. Отключить электрооборудование.
5.1.2. Привести в порядок рабочее место. Инструмент, приспособления и обору¬дование
очистить от смазки и грязи и убрать в отведенное для них место.
5.1.3. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для
них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индиви¬дуальной
защиты в химчистку (стирку) и ремонт.
5.1.4. Вымыть руки с мылом.
5.1.5. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего
непосредственного руководителя.