Яндекс.Метрика
Сайт создан с целью оказания помощи учреждениям, имеющим
проблемы с разработкой и оформлением документов по охране
труда и пожарной безопасности. Документы представленные на
страницах  www.protection24.ru  разработаны  в  соответствии  с
Трудовым Кодексом Российской Федерации.



Правовые основы охраны труда

Правовые первоисточники охраны труда в Российской Федерации:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральные конституционные законы;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Федеральные законы;
  • Указы Президента Российской Федерации;
  • Постановления Правительства Российской Федерации;
  • Нормативные правовые акты по охране труда, федеральных органов исполнительной власти; конституции (уставы), законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; акты по охране труда органов местного самоуправления и локальные нормативные акты по охране труда, содержащие нормы трудового права и охраны труда.

Обеспечение приоритета сохранения здоровья и жизни работников по отношению к любым другим результатам трудовой деятельности соответствует:

  • Всеобщей декларации прав человека;
  • Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах;
  • декларациям и конвенциям Международной организации труда, международным обязательствам Российской Федерации, принятым в рамках ОБСЕ;
  • Конвенции Содружества Независимых Государств (СНГ) о правах и основных свободах человека;
  • Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства, как гаранта справедливой социальной политики, координатора интересов всего общества, защищать право каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда.

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает основные направления государственной политики в области охраны труда и закрепляет принципы решения сформулированных задач путем разработки и реализации целевых (федеральных, отраслевых и территориальных) программ улучшения условий и охраны труда. Правовое регулирование охраны труда осуществляется на основе федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также ее субъектов.

Регулирование трудовых отношений, охраны труда и иных, непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляют трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права:
Трудовой кодекс Российской Федерации;
- федеральные законы;
- указы Президента Российской Федерации;
- постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
- конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
- акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты
содержащие нормы трудового права.
Локальный нормативный акт (ст. 22 Т К РФ)— нормативный акт по охране труда содержащий нормы трудового права, направленный на урегулирование трудовых отношений к принятый в пределах своей компетенции и распространения властных полномочие работодателем в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами коллективным договором, соглашениями.
Локальные нормативные акты организации можно условно разделить на:
- локальные нормативные акты по охране труда, принимаемые работодателем единолично;
- локальные нормативные акты по охране труда, принимаемые работодателем с учетом мнения представительного органа работников;
- локальные нормативные акты по охране труда, принимаемые работодателем по согласованию  представительным органом работников, не противоречащие коллективному договору.
К локальным нормативным актам по охране труда, которые работодатель принимает единолично (через органы управления организацией), относятся: штатное расписание, должностные инструкции, приказы и распоряжения, имеющие нормативное содержание.
К локальным нормативным актам по охране труда, которые работодатель принимает с учетом мнения представительного органа работников, относятся: акты, устанавливающие нормы труд (ст. 162 ТК РФ), графики сменности (ст. 103 ТК РФ), акты (положения) об оплате труд (ст. 135 ТК РФ), акты о стимулирующих выплатах (положения q премировании надбавках, вознаграждении по итогам работы за год, за выслугу лет и т.п.) (ст. 144 TI РФ),    правила    внутреннего    трудового    распорядка    (ст.    189    ТК   РФ),    акты устанавливающие порядок разделения рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ) и проведения работ в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ), очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 123 ТК РФ), систему оплаты и стимулирования труда (ст. 135 ТК РФ) и его нормирование (ст. 159 ТК РФ), учет мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ) и гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов (ст. 374 ТК РФ) и др.
По решению работодателя могут приниматься и другие локальные нормативные акты (положение о системе управления охраной труда, положение о комиссии по охране труда и т.п.).
Локальные нормативные акты по охране труда необходимо отличать от коллективного договора и соглашения. Коллективный договор представляет собой нормативное соглашение, принимаемое в договорном порядке. В отличие от коллективных договоров и соглашений, которые принимаются после проведения коллективных переговоров, локальные нормативные акты принимаются обычно, но инициативе работодателя, и процедура их принятия не определена.
Коллективные договоры действуют в течение определенного срока (до трех лет). Локальные нормативные акты могут быть как срочными (с указанием срока действия), так и постоянными (без указания срока действия).

 

 

Охрана труда
Москва 1998-2024
Copyright © 1998
Одноклассники В контакте
^ Вверх